КБ Сталкер: легкие надувные байдарки ЩУКА, НАЛИМ, сплавные катамараны, рюкзаки 120л. Производство, продажа, доставка
Москва, (495)4389479, 916-0428498, 917-5509029 stalker-mike@yandex.ru (mike@mega.ru закрыт!), сайт stalker.lib.ru
  
 
    Главная страница -
   - ПРАЙС-каталог,
   - хроника (новости) ПРАЙС-
каталог
    О надувных байдарках "Щука" и доп. оборудовании -
   характеристики, конструкция, особенности,
   история, испытания, ОТЗЫВЫ,
   ФОТО и ВИДЕО галлереи Байдарка
ЩУКА
    О надувных лодках-байдарках (каноэ) "Налим" и доп. оборудовании -
   характеристики, конструкция,
   история, испытания, ОТЗЫВЫ,
   ФОТО и ВИДЕО галлереи Лодка
НАЛИМ
    О сплавных катамаранах КБ "Сталкер" и доп. оборудовании -
   характеристики, конструкция,
   ОТЗЫВЫ, ФОТОГРАФИИ
   (есть отдельная статья о сплавных катамаранах как таковых в разделе "Еще информация") Катамараны
    О рюкзаках КБ "Сталкер" (120 л) и доп. оборудовании -
   характеристики, конструкция, ФОТОГРАФИИ Рюкзаки
    Паспорт, памятка по ремонту,
    ВИДЕО ремонта баллона,
    О надувных баллонах,
    О регистрации маломерных судов в РФ,
    О простейших надувных сплавных катамаранах,
    Туристические магазины, производители тур.судов, тур.клубы, тур.фирмы, тур.сайты, прокат...
    "Ищем спутников", "Куплю~продам", ФОРУМ
  ПАМЯТКА+ПАСПОРТ (ремонт, советы)
  Ремонт баллона (внутренней камеры) - ВИДЕО
  Материалы баллонов (внутренних камер)
  О катамаранах (ликбез, советы)
  О гос. регистрации (ГИМС)
  Каталоги: тур.магазины и мастерские, клубы и слеты, агенства и базы, сайты и форумы ...
"Ищем спутников"
"Куплю~продам"
ФОРУМ
Ещё
информация
    Где купить у нас и наших дилеров.
    Доставка по России и миру Где купить
Доставка

Максим Мильков.
«Щука-1» на «Времени Испытаний – 2006»

«Щука – это байдарка, на которой при киле во время прохождения слива, матрос уже упал в воду, а капитан еще имеет возможность воочию наблюдать то, что с ним будет через мгновенье.» (из обсуждения на каком-то туристском форуме)

 

Надо сказать, что я – поклонник КНБ, любитель спортивных туристских походов. Свои маршруты предпочитаю планировать с минимальным количеством прогонных речных/ озерных участков и гладкой гребли. Помимо прочего увлекаюсь гребным слаломом.

До этой весны сам я на «Щуке» не ходил. В результате мимолетных встреч с «Щукой» во время походов, просмотра видео с прохождением порогов на «Щуке», общения с ее владельцами на форумах и анализа всего этого - я совершенно четко понимал, что это судно не соответствует моим потребностям. Практически я не воспринимал «Щуку» как походную байдарку вообще и испытывал к ней ярко выраженную неприязнь. К владельцам «Щуки» относился не иначе как «бедненькие», а отношение к самой лодке вкратце мог описать «изуродовал как бог черепаху». Естественно себя в «Щуке» я мог представить разве только в страшном сне или в качестве достаточно злой шутки.

Однако, как известно: «человек предполагает, а господь располагает». Подходили сроки очередного ралли надувных судов «Время испытаний – 2006», мероприятие веселое и интересное. Встал вопрос - на каком же судне в нем участвовать? В 2005 году мы выступали в категории 2ух местных судов на Ватерфлае от ТаймТриал. Хотелось попробовать чего-то нового. А поскольку мой матрос перешел в разряд судей, то это должна была быть еще и байдарка-единичка. Каяк Дмитрия Карбутова давал слишком много преимуществ в гонке, лишая ее спортивности. Оставались фактически только «Щука» и «Нерпа». Однако, как выяснилось, производитель «Нерпы» (Тритон) не заинтересован в участии своих судов в подобных мероприятиях. После нескольких попыток стать «прорайдером» Тритона был получен ответ, что свободных лодок нет. Выяснилось это уже в последние дни перед соревнованиями, когда из судов, доступных к аренде уже осталась только та самая «страшная и ужасная Щука». Вот так в очередной раз жизнь посмеялась надо мной своим многообещающим хихиканьем. Хихиканье исполнил (видимо догадываясь о моем отношении к этой лодке) небезызвестный Макс гельевич Сысоев, передавая мне на руки небольшую и подозрительно легкую упаковку…

 

Соревнования начались для меня в 23:00 того же дня дома. Поскольку лодка абсолютно была мне незнакома, да и вообще попала ко мне из чужих рук - естественно возникло желание ее собрать и познакомиться поближе. Благо размеры коридора позволяют.

Я скачал с сайта производителя руководство, прочитал его и рекомендации «ведущих Щуководов» с туристских сайтов. Мысленно приготовился к долгому и кропотливому внедрению в шкуру лодки баллонов, а так же увлекательному прилаживанию к ней шпангоутов-распорок. Почитал о ужасных «параллелограммах щуки» и методах их корректировки. Перекрестился, сплюнул через плече и вытряхнул на пол содержимое упаковки.

До пола долетел насос-лягушка с дном, заклеенным тезой и уже полностью собранная оболочка лодки. Герметично запечатанный ремнабор до пола не долетел т.к. был привязан к стяжке упаковки. Распорки уже стояли на своих местах, баллоны из ПА-пленки были заправлены в карманы. Лодку оставалось лишь надуть. Что я и сделал за несколько минут. Правда, насос я для этого предпочел использовать более производительный. Несколько минут и – «Щука» стоит в коридоре во всей красе.

Осознав, что вся «сборка» лодки для меня вылилась лишь в работу насосом я приступил к «примерке». Сел так. Покрутился этак. Вылез. Заглянул вовнутрь. прикинул на вес. Залез еще раз. Успокоился и начал придирчивый осмотр. И вот тут я понял, что уже не могу испытывать к этой лодке неприязнь. Петельки как раз там, где надо и столько сколько нужно. И груз привязать и обвязку пропустить и продольный каркас прихватить. Рюкзак на деке с крупной молнией. Масса места внутри лодки. Чрезвычайная легкость самой лодки и приличная, на взгляд, жесткость. Все говорило о том, что эта лодка должна просто замечательно подходить для эксплуатации в тех условиях, для которых она заявлена в руководстве пользователя, а именно: “Суда КБ "Сталкер" являются спортивными судами категории "учебно-тренировочные" и "крейсерские". Могут также использоваться как "прогулочные". Категория по району плавания 4 ("прибрежный район"). Макс. категорийность сплава на однокорпусном судне (при соответствующей квалификации экипажа): фон до 2 байдарочной категории сложности (к.с.), ОДИНОЧНЫЕ препятствия до 4к.с”. Общее впечатление, которое сложилось после первого осмотра – изготовитель хорошо подумал что здесь должно быть и где. Единственное, что я тут же доделал – это бедренные упоры. Доделка состояла в продевании широкой стропы с самосбросами в уже имеющиеся на лодке петли. Продев стропу я убедился, что упоры позволяют управлять кренами лодки. Опустил сидушку на 2см, распоров шов, задуманный для этого. И оставив лодку надутой (для проверки баллонов) отправился спать.

«Время испытаний» - гонки на надувных судах, проводимые компанией «Тайм Триал». Соревнования состоят из длинной гонки (около 30км по, как правило, завалистым речкам), этапа ТВТ и технического этапа, моделирующего ремонт лодки.  В 2006г. соревнования проводились на р. Вьюн. Протяженность маршрута длинной гонки, по разным оценкам 32-37км. Завалы практически отсутствуют (6-8шт.), на маршруте присутствует пара шиверистых участков. На длинную гонку участникам выдается «судейский груз» - мешок с песком весом 10кг.

По приезду на старт меня начали одолевать сомнения – «куда я лезу?», которые я тут же бойко отодвигал обычным – «главное участие». Категория «единичек» в отличие от прошлого года оказалась представлена на удивление широко. И обычный для этих гонок Ватерфлай, и Щуки, несколько каяков от Д. Карбутова, и  вообще экзотичные лодки.

Старт дается для экипажей с лодками, уложенными в упаковки. Т.е. время накачки лодки входит во время гонки. Оценив объемы баллонов карбутовских каяков я понял, что со старта в числе первых точно не уйду. Качать их явно меньше. А вспоминая ходовые их качества – финиш в числе первых явно тоже не грозил. Однако вполне можно было посоревноваться с другими щуками и уж тем более с Ватерфлаем. Все же конек Ватерфлая не гладкая гребля по спокойной речке.

Однако мои соперники видимо решили дать мне фору. По какой-то причине от стартовой поляны я отчалил первым. Правда тут же «на хвост» сел Сергей Радолицкий на карбутовской лодке. Забегая вперед скажу, что Сергей стал моим кошмаром на всю длинную гонку. Всю первую половину дистанции он был в пределах видимости. Хуже того, на одной из стариц я ошибся, обогнул остров сделав крюк метров в 150, и пропустив его вперед, долго потом догонял. Лишь во второй половине гонки удалось увеличить разрыв на столько, что бы Сергей не маячил постоянно за спиной.

Итак – вот они, первые метры на Щуке по воде. На удивление легкий ход. Хорошая курсовая устойчивость. Вот уж чего не ожидал от лодки, построенной по принципу обычных рыбацких надувнушек – «плоское дно, растянутое баллонами». Обычно такие лодки довольно рыскливы и очень здорово парусят. Участков, продуваемых ветром, на маршруте по счастью не было. Поэтому проверить как Щука поведет себя под ветром не пришлось. Однако все же скорее всего будет парусить как и любая другая надувная лодка.

А вот маневренность как и ожидалось при плоском дне – отличная. Лодка крутится не хуже многих каяков. Пару раз поменять направление движения лодки на одном гребке – как нечего делать. Конечно я согласен с производителем, что «виртуозный водный слалом удел жестких судов», но как казалось на сравнительно гладкой воде – и на Щуке вполне можно покрутиться среди камней в шивере. Но длинный шиверистый участок внес коррективы в формирующееся мнение о лодке. Оказалось что Щука очень чувствительна к воде. Я имею ввиду прежде всего противотоки, суводи, валики и т.п. Практически даже легкая тень за подводным камнем (просто стоячая вода) заметно тормозит лодку. В условиях гонки это приходилось учитывать. Фактически прохождение шиверистого участка «на скорость» выливается в постоянное угадывание струи «на несколько камней вперед» и удержание лодки в ее пределах. Каждая суводинка,  которую лодка задевала хоть чуть-чуть, требовала сил, чтобы вновь лодку разогнать, вернуть на струю и использовать опять энергию текущей воды. Т.о. основная особенность «слалома» на Щуке по бурливой воде – отсутствие скорости относительно воды. Собственно это особенность всех надувных лодок. Они очень тяжело едут вперед. «Подрезать» суводь и выскочить на скорости дальше - скорее всего не удастся. Точно так же движение лодки заметно подтормаживается небольшими валиками.

Что еще запомнилось в лодке по ходу длинной гонки помимо довольно хороших ходовых качеств?

Лодка достаточно живуча на завалах и обносах. Завалов в этом году было немного, но не вижу проблем в том, что бы совершенно спокойно перетаскивать Щуку через стволы. А вот что будет с декой лодки, если она пройдет кверху килем каменистую шиверу еще вопрос – материал деки максимально «легкий».

В лодке очень неудобная сидушка. Изначально это перетяжка между баллонами. Т.е. гребец сидит на уровне деки. Грести в таком положении, на мой взгляд, физиологически неудобно. Центр тяжести для устойчивости хочется все же опустить. Да и «попа ездит», и спину ничто не держит. Поэтому я распорол специальный шовчик на сидушке и она опустилась на пару сантиметров. На сайте производителя честно написано, что для этого эксперимента турист должен обладать весьма стройной фигурой. При обхвате бедер 86см я рассчитывал, что для меня никакой проблемы быть не должно. Однако, привыкнув к чрезвычайно жесткому Ватерфлаю я не учел, что Щука имеет ход баллонов практически во всех направлениях. Что хоть и есть пара П-распорок, распирающих баллоны, но конечно же такой жесткости, как надувное дно Ватерфлая, они не дают. В общем под моим весом сидушка продавливалась и немного стягивала баллоны. В итоге ягодицы практически оказались зажатыми баллонами. Когда садишься в лодку ненадолго – это не заметно. А вот при длительной гребле сказывается ой-ей-ей как. Через 15-20мин. начинаешь искать новое положение. Передвигаешь ноги то под себя, то наоборот, то смещаешься ниже, то пытаешься чуть подняться на этом «гамаке». К финишу длинной гонки я пришел (на полном серьезе) со здоровой мозолью и потертостями на заднице. Во время гонки с благоговением вспоминалась жесткая деревянная скамейка обычных надувных лодок. Возможно это был бы лучший вариант. И баллоны держать будет вместо задней распорки.

В связи с попытками как-то решить вышеописанную проблему, было обнаружено еще одно свойство Щуки: в ней вполне удобно грести в канойной посадке. По крайней мере в такой манере мне вполне удалось оторваться от лидирующего в своей группе Ватерфлай-2. Обогнал я его в обычной каячной/байдарочной посадке, а потом сменил позу, давая отдых «пятой точке».

Не знаю как в «Щуке-2», а в единичке полно места. Почему на сайте производителя сказано, что «Лишнего места в Щуке нет»? Лично я бы в Щуку-1 запросто поместил все свои шмотки, а так же еду недели на 3, палатку, котлы (причем последние три пункта исходя еще из «того каякера из нашей группы, что поедет налегке рядом»). Полно места в носу, еще больше в корме и под сидушкой, «рюкзак» на деке. Хотя может у нас просто разные понятия о комфорте и необходимом снаряжении?...

Под конец гонки лодка приобрела сильно «забананенную» форму. То ли бедренные упоры ее так стянули, то ли, постоянно ерзая, я ее «продавил»? Но последний километр у меня были сомнения – «не начнет ли меня заливать через борта в районе сидушки»? На груженой лодке такого конечно происходить не должно.

Так же к концу длинной гонки лодка набрала, на мой взгляд, довольно много воды. По моим прикидкам на финише я вылил из лодки около 15-20л воды. В общем-то только ощущение близкого финиша и маленький отрыв от преследователей заставлял меня толкать эту воду дальше вместе с лодкой, вместо того что бы отлиться. Я уже даже решил, что видимо все же пробился на одном из завалов. Но в дальнейшем дырок в днище не обнаружил. Часть воды я естественно принес на ногах при форсировании завалов. Но большая часть воды, видимо, накапала с весла на деку, и протекла сквозь швы или материал. По ходу гонки я шел с открытой юбкой. Но у меня не сложилось впечатления, что с весла летит вода в лодку. А вот передний «рюкзак» был постоянно мокрым.

Еще один негативный момент выявился опять же при прохождении шивер. Опять напомнило о себе отсутствие у Щуки надувного дна. «Пойманные» подводные камни тут же дали знать ногам, что они очень даже жесткие и стукаться о них больно. А особо «продвинутые» обливняки умудрились передать эти неприятные ощущения через «судейский груз» и без того натертой судушкой пятой точке.

Тем не менее, непонятно каким образом, с минимальным отрывом от ближайшего преследователя, Щука-1 позволила мне прийти на финиш длинной гонки первым. При этом мы с Сергеем Радолицким обогнали в т.ч. все двойки! И это при том, что старт единичек и двоек, был раздельным. Единички стартовали на 15мин. позже! Почему я написал «непонятно каким образом»? Да потому, что несмотря на прекрасную для надувной байдарки ходкость, безусловно конкуренцию каяку эта лодка по скорости не составляет. Когда я догонял Сергея, мне приходилось работать с частотой в 1.5-2 раза выше, чем он. И при этом его спина приближалась ну очень медленно.

На соревнованиях по ТВТ, прошедшие на следующий день, я постарался учесть нюансы «слалома» на Щуке. Выбирал соответствующим образом точки входа в суводи и углы атаки. Однако высота установки ворот, вполне достаточная для слаломного каяка, не давала возможности чисто пройти трассу на «надувастиках». При штрафе за касание 5сек. имело смысл дать дугу с упреждением и «собрать» вешку лодкой, срезав траекторию, чем долго и скрупулезно огибать ворота без штрафа. По времени это выходило то на то.

Щука еще раз подтвердила хорошую маневренность и скорость. Контролировать крена на ней оказалось так же тяжеловато, как и на любой другой надувной лодке. А отсутствие самоотлива и «номинальность» штатной юбки не прибавляли желания лишний раз засунуть нос под слив. Кроме того, если Щуку заливает сверху водой, то Дека и юбка провисают, образуя своеобразный ковш, в котором вся эта вода и продолжает болтаться в приличном объеме. На небольших валах Щука сидит весьма стабильно, тут же принимая форму вала. Более проблемно потом из под вала вылезти.

 А под конец соревнований я решил еще и попробовать Щуку перевернуть и поставить «эскимосом». Благо, кроме жесткой связи с лодкой через упоры для этого ничего не нужно. Однако, с трудом перевернув лодку, я чуть не вывалился из сидушки и правого упора, пришлось немного поерзать в перевернутом виде, что бы угнездиться обратно. После чего лодка довольно легко поставилась обычным винтом.

Тут хочу рассказать еще про один нюанс «Щуки». Я уже говорил, что несмотря на распорки и некоторые конструктивные ухищрения, баллоны Щуки имеют некоторый ход относительно друг-друга. Так вот основной причиной, почему на Щуке мне было тяжеловато держать крена и выполнять «эскимос» является низкая эффективность бедренных упоров. Как бы Вы их не привязывали к баллону, когда вы пытаетесь удержать борт, баллоны немного выгибаются друг к другу, немного «забананиваются», а частично вообще просто смещаются друг относительно друга вдоль продольной оси лодки. В итоге получается не «удержание» борта, а изменение геометрии баллонов. При эскимосском перевороте все то же самое, но баллоны выгибаются друг от друга. Видимо параллелограмм на первых Щуках возникал не случайно. Его природа заложена конструкцией. И хоть в обычных эксплуатационных условиях он теперь не проявляется, но он напомнил о себе небольшим продольным смещением баллонов при использовании бедренных упоров.

И еще одно замечание, которое возникло как следствие эскимоса на Щуке. Щука плохо сохнет. После переворота в лодке остается прилично воды. На берегу она довольно легко выливается (например через нос или корму – через клапаны для баллонов). Но вот сам материал деки (такой легкий с виду) почему-то сох с большим трудом.

Порадовали баллоны из ПА-пленки. Соотношение цена/прочность/вес очень интересны. Как походный вариант можно посоветовать 2 комплекта таких баллонов. Один использовать как рабочий, а второй как замену, на время ремонта пробоев. Замена баллона на Щуке оказалась очень несложным мероприятием. Надо лишь привязать сначала новый баллон к старому. Тогда, вытаскивая старый баллон, новый сразу втаскивается на его место. Можно, наверное, вообще поставить в лодку сразу 2 баллона – один пробил, другой накачал. Но зачем это в условиях, для которых предназначена Щука, я не знаю.

 

Краткий итог.

Будучи негативно настроен относительно Щуки до соревнований, после них я проникся к этой лодке некоторой симпатией. Может быть, конечно, потому, что Щука-1 принесла мне победу на соревнованиях. А может быть просто потому, что лодка очень удачно подходит для тех условий, в которых я с ней познакомился. Потому, что приятно ходить на лодке, в которую автор вложил свою заботу, продумав очень многие мелочи. Это чувствуется.

Не забывайте, что этот отзыв написан по результатам соревнований – в обычном походе вряд ли удастся загонять себя и лодку до такого состояния, как это удалось мне на «ВИ-2006». Скорее всего, некоторые из замеченных мною особенностей Щуки, никогда не проявятся в условиях обычного карельского похода 2-3кс. А что-то я наоборот на пустой лодке заметить не смог.

 

Не понимаю попытки сравнивать Щуку с Ватерфлаем. Эти лодки не конкурентны между собой. Они предназначены для разных ниш потребителей. Их лучшие свойства проявляются на совершенно разных маршрутах, в разных условиях. Каждая из этих лодок замечательна… в своей области применения. А универсальных лодок, одинаково хороших во всем – не бывает.

На мой взгляд, на сайте производителя очень хорошо описано предназначение этой лодки. Это, безусловно, тот самый массовый «отдыхательный» туризм по популярнейшим рекам Карелии, средней полосы, Урала. Лодка будет хороша и для рыбалки. Она проста в транспортировке, сборке и эксплуатации. Подойдет и для семейного похода и для похода с пешей заброской, волоками. Кроме того, лодка имеет «запас» возможностей, которые при должной прокладке между веслом и сидушкой, дают возможность найти Щуке еще более широкое применение.

Тем не менее я по прежнему негативно отношусь к более чем двухместным вариантам Щуки. На мой взгляд, наилучшее сочетание характеристик эта лодка имеет в одиночном исполнении.

 

В заключение позволю себе несколько советов по эксплуатации лодки.

На порожистых речках неплохо оборудовать лодку продольными элементами жесткости. Благо на лодке предусмотрены для этого петли. Жесткости лодке это не сильно прибавляет, но зато ее не сложит в сливе. Особенно это актуально для Щуки-2.

Если Ваш маршрут предполагает  прохождение порогов с активным маневрированием – не поленитесь сделать бедренные упоры. Это даст лучший контроль над лодкой и, возможно, избавит Вас от лишних купаний.

Если на Ваших маршрутах много шивер, где лодку заливает – переделайте лодку под стандартную юбку, одевающуюся на жесткое «очко». В остальных случаях рекомендую просто добавить к штатной юбке застежку-липучку. Штатная юбка прекрасно справляется с защитой от дождя и брызг. Но вот зафиксировать ее на себе так, что бы и лодку можно было без проблем покинуть, и юбка не спадала постоянно – мне не удалось.

 




TopList Rating@Mail.ru Экстремальный портал VVV.RU www.topsport.ru